Рынок гофроупаковки: Итоги I полугодия

Векторы трансформации, сложившиеся на рынке упаковки из гофрокартона в прошлом году, продолжают влиять на его динамику, которая по итогу I полугодия составила 15 %. Позитивное развитие гофрорынка сопровождалось ещё одним, не менее значимым трендом: за полгода «ралли» цен на ТК показало рост в 1,5 - 2 раза.

О текущей рыночной ситуации и прогнозах до конца года рассказывает Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу группы «Готэк», председатель экспертного совета НКПак.

«С начала года цены на гофроупаковку росли очень динамично. В июне стоимость упаковки из гофрокартона марки Т-23 достигла 36 руб. за кв.м. Драйвером стал рост цен на тарные картоны и макулатуру более чем в 1,5 раза. Поэтому естественно, что цены на упаковку растут.

Чем же был вызван бурный рост цен на сырьё?

Цены на макулатурные тарные картоны (МТК) в июне показали рост в +60 % к январю текущего года, находясь под давлением фактора непрерывного роста цены на макулатуру, которая в мае текущего года выросла на 50 % в сравнении с январем. Это произошло в силу дисбаланса спроса и предложения на неё, связанного с высокими темпами прироста рынка гофроупаковки (+15 % в течение первого полугодия) и отстающей от него динамикой сбора макулатуры марки МС-5Б.

Помимо внутренних факторов, давление на цены оказывали и внешние события. Глобальная инфляция ускорила рост цен на мировых рынках. Рост стоимости тарных картонов за рубежом был не менее мощным, чем у нас в России. Однако в периоде апрель-май наши цены на сырьё превысили даже европейские цены: МС-5Б в России дороже на 36,5 %, макулатурный тарный картон - на 4,6 %, целлюлозный тарный картон - на 1 %.

Рост цен на ТК и отсутствие сдерживающих конкурентных факторов со стороны растущего высокими темпами рынка упаковки определили динамику цен на гофроупаковку.


Для рынка упаковки из гофрокартона темп прироста в 15-20 % существенно выше средних значений, которые были свойственны развитию отрасли в последние 10 лет (+5-7 %), особенно если учитывать, что такая динамика сложилась в условиях коронакризиса. Все прошлые «кризисы» вели к падению спроса и, как следствие, производства. Но в данном случае стали действовать новые тренды, получившие стимул дополнительного развития в период экономики социального дистанцирования. Существенное значение в этот период сыграли изменения структуры и моделей потребления, приоритетов выбора каналов совершения покупок.

Сохраняющиеся ограничения трансграничных передвижений населения способствуют росту внутреннего потребления. С января по май оборот розничной торговли вырос на 18 % г/г, в том числе онлайн-торговли – на 33 %. Прирост трат на продукты питания, составивший с января по июнь 2020 года +6 %, в аналогичном периоде 2021 года стабилизировался на отметке +5 %. При этом спрос сместился в сторону непродовольственных товаров (+10 % г/г, январь-июнь). Обрабатывающие отрасли промышленности, на фоне стагнирующей экономики, также продолжали увеличивать производство: продовольственные (январь-май 2021/2020 +2,4 %), непродовольственные (январь-май 2021/2020 +11 %).


Перечисленные факторы создали в совокупности мультиплицирующий эффект, определивший рост спроса на упаковочные материалы.

Изменения в структуре потребления затронули практически все поколения и резко ускорили развитие некоторых трендов. Потребление становится разумным. Люди знакомятся с товаром в цифровом пространстве, более взвешенно принимают решения о покупке. Изменения в потребительских предпочтениях послужило стимулом развития новых каналов совершения покупок: омниканальный выбор, гибридная модель ритейла (офлайн-онлайн), маркетплейсы, обеспечивающие умное управление доставкой, развитие дискаунтеров, минимаркетов, формата магазинов «у дома».

Все это приводит к расширению ассортимента упаковки. Теперь она еще активнее участвует в трейд-промо, ко-промо/выкладках. Ужесточаются требования по срокам разработки новых упаковочных решений, активнее развивается сегмент упаковки для онлайн-торговли и маркетплейсов.

Все обозначенные факторы в совокупности создают предпосылки для роста рынка гофроупаковки в 2021 году на 11 % до 8,2 млрд. кв.м. То есть прирост по итогам года составит 0,8 млрд. кв.м. при условии сохранения текущей ситуации. Если же во втором полугодии начнут действовать факторы, «играющие» на понижение динамики (например, все свободно поедут за границу и 1,8 трлн. руб., которые мы обычно увозили, уедут из страны), прирост окажется более скромным. Безусловно, это повлияет и на цены.

Ещё один фактор риска, который будет оказывать существенное влияние на рыночную ситуацию – рост загрузки мощностей по производству целлюлозных и макулатурных тарных картонов, которая, по нашим оценкам, к концу года приблизится к 92 %. Такую загрузку мы называем критичной, потому что в случае дальнейшего роста начинает формироваться дефицит предложения сырья. Это лишит многих крупных игроков возможности сезонного маневра. И, как следствие, не все заказы будут приняты, а цены на готовую продукцию пойдут вверх. Такой сценарий мы уже наблюдали в мае-июне.

Мы видим потенциал рынка упаковки не в непрерывном наращивании мощностей (которых на нашем рынке достаточно), а в соответствии запросам со стороны потребителей, в адаптивности к вызовам нашего времени, в быстроте реакции на потребности. Новые тренды отразятся на упаковке как продукте, трансформируя деятельность ее производителей в направлении дополнительного сервиса, обеспечивая функцию партнера в реализации целей клиента».