Рынок упаковки из гофрокартона: Рост выше, чем ожидали

Динамичное завершение 2020 года создало задел для не менее динамичного развития рынка упаковки из гофрокартона в 2021 году. Вызванные пандемией COVID-19 факторы «новой реальности» во многом повлияли на его темпы прироста в прошлом году (6,2% по итогам года) и продолжают определять динамику года текущего. О рыночной ситуации по итогу I квартала и прогнозах на год рассказывает Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу группы «Готэк», председатель экспертного совета НКПак.

«Итоги I квартала 2021 года более позитивные, чем мы прогнозировали ранее: в сопоставимом периоде рынок вырос на 11,4%. Если на входе в год наш прогноз составлял 6-7% прироста год к году, то на данный момент в качестве оптимистичного сценария мы рассматриваем рост на 11%.

Отчего будет зависеть тот или иной сценарий?

Употребляя словосочетание «новая реальность», мы действительно считаем, что многое из прошлой «доковидной» жизни претерпит существенные изменения. Более того, пандемия выступит катализатором для целого ряда направлений развития, которые сложились задолго до ее начала.

Одним из таких трендов можно считать рост сегмента e-commerce. Можно сказать, что у достаточно большого количества потребителей сформировалась привычка покупать онлайн, о чем свидетельствует продолжающийся рост этого сегмента двузначными темпами (так, в январе-феврале оборот электронной торговли вырос на 44% к аналогичному периоду прошлого года). В целом же, по обновленным данным Росстата, оборот розничной торговли по итогам I квартала увеличился на 4,8%, в основном за счет роста продаж пищевых продуктов (+8,6%). Непродовольственные товары едва зацепились в зоне положительных значений (+0,9%).

В структуре производства обрабатывающих отраслей в течение I квартала сложилась обратная картина: производство непродовольственных товаров прирастало быстрее (+7%), чем производство продовольственных (+1%). В совокупности эти факторы создали мультиплицирующий эффект для развития рынка упаковки из гофрокартона.

Что касается оставшейся части года, мы считаем, что постепенное снятие ограничительных мер окажет существенное влияние на изменение структуры трат в этот период. Восстановление сферы услуг и сокращение потребления товаров первой необходимости приведет к замедлению динамики рынка во втором полугодии. По прогнозам экспертов, сегмент онлайн-торговли сохранит двузначные темпы прироста, при этом большинство офлайн-покупок будет осуществляться рядом с домом в магазинах небольших форматов, а спрос на продукты в индивидуальной упаковке останется на прежнем высоком уровне из соображений гигиены. Не менее высоким останется интерес к новинкам, в особенности в пищевом секторе, поэтому многие компании сохранят или увеличат частоту вывода на рынок новых продуктов. Соответственно, вместе с увеличением использования первичной упаковки сохранится тенденция на уменьшение тиражности всех видов упаковочных материалов на фоне роста общего объема производства.

У роста потребления упаковки из гофрокартона есть и отрицательная сторона. Негативная ситуация со сбором макулатуры, возникшая ещё в 2020 году как результат ограничительных мер в период пандемии, сохранилась на начало 2021 года и привела к ощутимому дефициту предложения и росту стоимости сырья марки МС-5Б (+46% в марте к декабрю 2020 г.) в среднем до 22 220 руб. за тонну. Следствием дестабилизации в системе «сбор макулатуры – производство макулатурных тарных картонов (МТК)» остаётся рост цен на тестлайнер: в I квартале 2021 года цена выросла до 40 969 руб. за тонну (+41% к декабрю прошлого года). Высокая динамика рынка упаковки из гофрокартона увеличивает спрос на сырье и создает дополнительное давление на стоимость тарных картонов. При этом уже сейчас не реализуются условия, способствующие прогнозируемому ранее сценарию по снижению цены во II-III кварталах 2021 года.
На основании оценки баланса МТК для обеспечения производства упаковки из гофрокартона можно говорить о том, что уровень запасов, сложившийся в мае-июне на складах гофропроизводителей, не является достаточным, чтобы обеспечить стабилизацию цен в этом сегменте. Высокий спрос на гофропродукцию (ГП) и дефицит макулатуры – два разнонаправленных фактора, провоцирующие рост цен по всей цепочке поставок.

Несмотря на дефицит макулатурного сырья, баланс спроса и предложения тарных картонов был достигнут за счет изменения структуры потребления целлюлозных и макулатурных видов. Это стало возможным, поскольку соотношение цен ЦТК/МТК оказалось в периоде менее 20%. Однако, без соответствующих предпосылок в виде сокращения экспорта, увеличения импорта и замедления динамики рынка ГП, этого недостаточно для изменения ценового тренда в сторону снижения.

Выгодные цены на МТК за рубежом, оказавшиеся уже в апреле ниже цен на внутреннем рынке, не дают повода рассматривать поставки макулатурных картонов из ближнего зарубежья как способ стабилизации рынка по причине отсутствия свободных объёмов для импорта в Россию в связи с высоким спросом внутри ЕС в первом полугодии 2021 года.

Таким образом, с учетом набранных темпов роста рынка ГП в I квартале, по итогам года мы ожидаем увеличения производства в диапазоне 7,6% - 11%. Такой «разбег» во многом определяется нестабильностью экономической ситуации, а также неочевидной перспективой развития ограничительных мер и «социального дистанцирования», что неизбежно сказывается на изменении моделей поведения покупателей. Несмотря на то, что мы ожидаем стабилизации цены на макулатуру (+1% в первом полугодии с последующими незначительными сезонными колебаниями), очевидно, что рост цен на МТК (+34% в июне к марту), а следом и на ЦТК (+38% в июне к марту) продолжится до конца первого полугодия текущего года. Но мы видим целый ряд факторов, которые, по нашему мнению, приведут к стабилизации стоимости тарных картонов во втором полугодии.

Что касается производителей упаковки из гофрокартона, мы видим необходимость компенсационного повышения цен на ГП минимум на 25-30% для исключения риска потери ликвидности компаний независимо от уровня интеграции. В III квартале такая тактика ценообразования сохранится, а при стабилизации цен на сырьё последует и фиксация цен на готовую продукцию».